Калифорния стоит на пороге серьезных изменений на топливном рынке. По данным Управления энергетической информации США (EIA), в течение ближайшего года штат лишится 17% своих нефтеперерабатывающих мощностей из-за планового закрытия двух ключевых заводов. Эксперты предупреждают, что этот шаг неизбежно приведет к усилению волатильности цен на топливо на всем Западном побережье Соединенных Штатов.
Речь идет о предстоящем закрытии нефтеперерабатывающего завода компании Phillips 66 в Уилмингтоне мощностью 139 тысяч баррелей в сутки, которое намечено на конец 2025 года, а также о прекращении деятельности НПЗ компании Valero в Бениции мощностью 145 тысяч баррелей в сутки к концу апреля 2026 года. Эти закрытия продолжают тревожную тенденцию сокращения нефтеперерабатывающих мощностей в регионе, начавшуюся с остановки НПЗ Phillips 66 в Родео в начале 2024 года и завода Marathon в Мартинесе в 2020 году.
Исторически розничные цены на бензин в Калифорнии всегда были выше средних по стране. Одна из главных причин — слабая логистическая связь Западного побережья с другими крупными нефтеперерабатывающими центрами США, такими как побережье Мексиканского залива. Хотя на долю закрывающихся заводов в Лос-Анджелесе и Бениции приходится менее 2% от общей мощности американских НПЗ, они обеспечивают 17% переработки в самой Калифорнии и 11% на всем Западном побережье (регион PADD 5). Возникающий дефицит поставок окажет непропорционально сильное влияние на регион, так как его невозможно будет легко компенсировать за счет других американских производителей.
Учитывая ограниченные возможности поставок внутри страны, наиболее вероятным источником замещения станет импорт топлива, в первую очередь авиакеросина и бензина из стран Азии. Ситуацию усложняет уникальный стандарт калифорнийского бензина, известный как «CARBOB», который могут производить только специально оборудованные НПЗ. Сообщается, что некоторые заводы в Индии и Южной Корее способны выпускать топливо по этим спецификациям. Проблема затронет и соседние штаты, Аризону и Неваду, которые также получают топливо из Калифорнии и столкнутся с сокращением региональных поставок.
Данные на конец мая 2025 года уже показали, что совокупный импорт бензина на Западное побережье превысил 210 тысяч баррелей в сутки, установив исторический рекорд по среднему показателю за четыре недели. Ожидается, что после остановки двух калифорнийских заводов в 2026 году зависимость от импорта только возрастет. Это несет в себе определенные риски: поставки нефтепродуктов через Тихий океан требуют больше времени для реакции на изменения рыночного спроса, а значит, любые непредвиденные сбои могут привести к временным скачкам цен. В качестве меры предосторожности власти Калифорнии в 2024 году приняли закон о минимальных запасах топлива, который должен частично снизить риски дефицита.
В своем последнем краткосрочном прогнозе EIA предсказывает небольшой рост розничных цен на бензин на Западном побережье в 2026 году, в то время как в других регионах страны ожидается их снижение. Аналитики полагают, что прогнозируемое падение мировых цен на сырую нефть, которая составляет около половины стоимости бензина, сможет лишь частично смягчить эффект от закрытия НПЗ для конечных потребителей в Калифорнии.