Британский стартап OXCCU, являющийся спин-оффом Оксфордского университета, успешно завершил раунд финансирования серии B, привлекнув 20,75 миллиона фунтов стерлингов (28 миллионов долларов). Компания разрабатывает уникальный одностадийный процесс прямого преобразования промышленных углеродных отходов в экологически чистое авиационное топливо (SAF).
В число новых инвесторов вошли такие значимые игроки рынка, как Orlen VC, Safran Corporate Ventures, венчурное подразделение International Airlines Group (IAG) — IAGi Ventures, а также Hostplus и TCVC. Свою поддержку продолжили и действующие инвесторы, включая Clean Energy Ventures, IP Group/Kiko Ventures, Aramco Ventures, Eni Next, Braavos Capital и Оксфордский университет. Столь широкий круг участников подчеркивает высокий интерес к технологии со стороны авиационной и энергетической отраслей.
Полученный капитал позволит OXCCU ускорить коммерциализацию своей технологии, расширить операционную деятельность и перейти к следующему этапу масштабирования. Эта новость последовала за запуском в 2024 году демонстрационной установки OX1 в аэропорту Оксфорд в Великобритании. В настоящее время ведется работа над второй, более крупной установкой OX2, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году.
Технология OXCCU предлагает решение ключевой проблемы, сдерживающей массовое внедрение SAF, — высокой стоимости производства. В отличие от существующих многоступенчатых методов, требующих промежуточного синтеза метанола или проведения реакции обратного водяного сдвига, процесс OXCCU использует запатентованный катализатор на основе железа. Он позволяет напрямую синтезировать углеводороды авиационного керосина из газообразных углеродных отходов в ходе одной экзотермической реакции. Это значительно снижает капитальные и операционные затраты, а также углеродный след конечного продукта.
Гибкость технологии позволяет эффективно перерабатывать различное сырье, включая реформированный биогаз, газифицированные древесные отходы, а также чистый диоксид углерода в смеси с водородом. Потенциал разработки не ограничивается авиацией и может быть применен в производстве химикатов и пластмасс, предлагая комплексное решение для декарбонизации промышленности.
«На рынке, где капитал ограничен, а инвесторы разборчивы, это привлечение средств является свидетельством силы нашей науки, ясности нашей миссии и остроты проблемы, которую мы решаем», — отметил генеральный директор OXCCU Эндрю Саймс. По его словам, несмотря на ужесточение условий, финансирование по-прежнему получают «игроки с уникальными технологиями». Он добавил, что ключевым рычагом для декарбонизации авиации является SAF, а главная задача — снижение его себестоимости, и «именно над этим我们 в OXCCU и работаем».