Крупный европейский консорциум приступил к реализации амбициозного проекта в области «зеленой» энергетики. Датская технологическая компания Topsoe, южноафриканский энергетический гигант Sasol, немецкая промышленная группа Griesemann Gruppe и Германский аэрокосмический центр (DLR) подписали соглашение о сотрудничестве. Цель партнерства — строительство и эксплуатация демонстрационной установки по производству экологически чистого авиационного топлива (e-SAF).
Новый объект, являющийся частью технологической платформы DLR «Power-to-Liquid», будет возведен на территории химического комплекса в городе Лойна, Германия. Планируется, что установка станет крупнейшим в мире исследовательским центром в этой области. Производство будет основано на переработке возобновляемого сырья — биогенного диоксида углерода (CO2) и «зеленого» водорода, получаемого с помощью возобновляемых источников энергии. Основным конечным продуктом станет синтетический керосин, полностью совместимый с существующей авиационной техникой.
Строительные работы на площадке начались 1 октября 2024 года. Уникальность проекта заключается в том, что он позволит продемонстрировать и протестировать всю производственную цепочку — от исходного сырья до готового топлива. Гибкая конструкция завода даст возможность анализировать и сравнивать различные технологические процессы, ускоряя их внедрение в промышленность.
Технологической основой проекта станет интегрированное решение G2LTM, разработанное Topsoe и Sasol. Оно объединяет инновационную технологию электрокаталитического синтеза eREACT™ и гидропроцессинг от Topsoe с проверенной технологией низкотемпературного синтеза Фишера-Тропша (LTFT™) от Sasol. Griesemann Gruppe выступает в роли генерального подрядчика, отвечающего за проектирование, закупки и строительство (EPC).
Представители компаний-участниц подчеркивают стратегическую важность проекта. По словам коммерческого директора Topsoe Елены Скальтритти, «демонстрационные установки, подобные этой, необходимы для подтверждения возможностей новых технологий и жизнеспособности инновационных продуктов, таких как электронное топливо». В свою очередь, в Sasol отметили, что успешная реализация проекта станет важным шагом на пути к масштабированию производства SAF и полной декарбонизации авиационной отрасли. Глава Griesemann Gruppe Бьорн Гриземанн добавил, что их инжиниринговые решения «позволяют перенести технологии, разработанные Topsoe и Sasol, а также исследования DLR, в реализуемые и масштабируемые концепции, сокращая разрыв между наукой и практикой».