Крупнейший нефтяной терминал на юге России атакован безэкипажными катерами

Выносное причальное устройство № 2 (ВПУ-2) Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) получило серьезные повреждения в минувшую субботу. Согласно заявлению пресс-службы консорциума, инцидент произошел вследствие целенаправленной атаки с применением безэкипажных катеров. В связи с происшествием капитан морского порта Новороссийск издал предписание о прекращении погрузочных и иных операций в акватории.

Находившиеся в зоне терминала танкеры были оперативно отведены на безопасное расстояние за пределы акватории КТК. Представители компании уточнили, что среди персонала консорциума и сотрудников подрядных организаций пострадавших нет. В момент инцидента сработали системы аварийной защиты, которые обеспечили герметичное перекрытие трубопроводов. По предварительным данным, разлива нефти в акватории Черного моря удалось избежать.

В настоящее время специалисты проводят оценку состояния оборудования. Отмечается, что дальнейшая эксплуатация поврежденного ВПУ-2 технически невозможна. Возобновление отгрузок на морском терминале будет производиться в строгом соответствии с установленными регламентами, но только после полной отмены угрозы атак со стороны безэкипажных катеров и беспилотных летательных аппаратов.

Параллельно с оценкой ущерба запущен процесс экологического мониторинга. Специалисты осуществляют регулярный отбор проб морской воды для контроля состояния окружающей среды. В компании также сообщили, что продолжает действовать план ликвидации аварийных разливов нефти, предусматривающий готовность сил и средств к любым нештатным ситуациям.

В официальном сообщении консорциум акцентировал внимание на международном статусе проекта. КТК объединяет крупнейшие энергетические компании России, США, Казахстана и ряда стран Западной Европы. Представители компании подчеркнули, что рассматривают атаку на инфраструктуру как удар по интересам всех стран – участниц проекта. Акционеры и руководство государств, участвующих в консорциуме, признают его ключевую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности. В заявлении также упоминается, что ранее объектами атак беспилотников становились нефтеперекачивающая станция «Кропоткинская» и административный офис компании в Новороссийске.

Трубопроводная система КТК связывает нефтяные месторождения на западе Казахстана, а также российские месторождения на шельфе Каспия с морским терминалом под Новороссийском. Общая протяженность маршрута составляет 1511 километров. Магистраль является основным экспортным каналом для казахстанской нефти: через нее проходит более 80% объемов сырья, транспортируемого из республики. Пропускная способность системы позволяет перекачивать с территории Казахстана около 72,5 миллиона тонн нефти в год, а суммарно через территорию РФ – до 83 миллионов тонн. По итогам 2024 года объем транспортировки составил 63,01 миллиона тонн, прогноз на 2025 год варьируется в диапазоне 72–74 миллионов тонн.

Структура владения консорциумом включает участие нескольких государств и крупных международных компаний. Крупнейшим акционером является Российская Федерация с долей 31%, которой управляют «Транснефть» (24%) и непосредственно государство (7%). Доля Казахстана составляет 20,75%, она распределена между «Казмунайгазом» (19%) и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC (1,75%). Остальные акции принадлежат международным добывающим компаниям: Chevron Caspian Pipeline Consortium Company владеет 15%, LUKOIL International GmbH – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

Еще от автора