Прогноз на 2026: инвестиции в нефтегаз упадут, а добыча продолжит расти

Современная нефтедобывающая установка в пустынной местности на закате. Автоматизированное оборудование и сеть трубопроводов.

Мировые компании, работающие в секторе разведки и добычи (upstream), в 2026 году второй год подряд сократят свои инвестиционные программы. Согласно новому отчету аналитического агентства Wood Mackenzie, капитальные затраты снизятся как минимум на 2-3% в годовом исчислении, поскольку отрасль адаптируется к ценам на нефть ниже 60 долларов за баррель, сохраняя при этом курс на долгосрочную устойчивость.

Аналитики прогнозируют, что по сравнению с уровнем 2024 года глобальные капитальные вложения в сектор upstream сократятся более чем на 5%. Основное бремя снижения ляжет на Северную Америку и Европу, в то время как в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке ожидается рост инвестиционной активности. При этом вложения в нефтяные проекты сократятся на 5-6%, а финансирование газовых проектов, напротив, увеличится на 7%.

Несмотря на сокращение бюджетов, добыча жидких углеводородов странами, не входящими в ОПЕК, а также мировые поставки газа вырастут примерно на 1,5%. Ключевыми точками роста станут Гайана, которая достигнет рубежа добычи в один миллион баррелей в сутки, а также Бразилия и Аргентина. В сегменте природного газа глобальный рост будет в значительной степени обеспечен Соединенными Штатами.

На фоне общей сдержанности количество одобренных к реализации крупных проектов третий год подряд останется на низком уровне — не более 20. Дальнейшее падение цен может привести к отсрочке и этих инвестиционных решений. В то же время отрасль будет активно внедрять искусственный интеллект. Передовые инструменты для сценарного планирования, анализа недр и операционной деятельности позволят добиться ощутимого увеличения коэффициентов извлечения, снижения удельных затрат и оптимизации проектов.

В поисках новых возможностей роста компании обратят внимание на новые рынки. Ожидается, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке в рамках лицензионных раундов и контрактных переговоров станут доступны ресурсы объемом около 20 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента. Ливия проведет свой первый за 17 лет тендер, а значительные возможности откроются в Ираке, Кувейте, Омане и Сирии, которая предложит лицензии впервые после снятия санкций. Активность также ожидается в Западной Африке, включая Нигерию, Анголу и другие страны.

Особое внимание будет уделяться повышению эффективности действующих месторождений. В США компания ExxonMobil внедрит технологию проппанта из нефтяного кокса на половине своих скважин в Пермском бассейне, а Chevron расширит применение собственных химических реагентов. Сегодня коэффициент извлечения на сланцевых месторождениях составляет в среднем около 10%, но амбициозная цель ExxonMobil — удвоить этот показатель, что эквивалентно потенциальному увеличению извлекаемых запасов более чем на 20 миллиардов баррелей.

Одним из ключевых событий 2026 года станет первый за долгое время спад добычи сланцевой нефти в США на 200 тысяч баррелей в сутки, который не будет связан с обвалом рынка. Этот сдвиг имеет глобальное значение, поскольку на США приходится более пятой части мировых поставок нефти и газа и две трети всех сделок по слиянию и поглощению в отрасли. Одновременно растет привлекательность американских газовых активов из-за спроса со стороны СПГ-заводов и центров обработки данных, что приведет к пересмотру потенциала зрелых газовых бассейнов и смещению фокуса M&A-сделок с нефти на газ.

«Операторы сталкиваются с двойной задачей: справиться с краткосрочной слабостью цен и одновременно подготовиться к долгосрочному росту спроса, — комментирует Фрейзер Маккей, руководитель отдела анализа upstream в Wood Mackenzie. — Капитальная дисциплина и ограничения денежных потоков продолжат определять инвестиционные решения. Однако компании будут упорно стремиться к повышению эффективности затрат, все чаще используя инструменты искусственного интеллекта для увеличения коэффициентов извлечения и оптимизации работы. Они также будут внедрять инновации в развитии бизнеса через совместные предприятия и новые партнерства, движимые необходимостью поддерживать конкурентное преимущество».

Еще от автора