В третьем квартале 2025 года мировые цены на сырую нефть продемонстрировали относительную стабильность, завершив период лишь на 9 центов за баррель ниже стартовых отметок. В то же время маржа нефтепереработки достигла самых высоких показателей за год. Таковы ключевые выводы квартального обзора Управления энергетической информации США (EIA), посвященного анализу ценовой конъюнктуры на нефтяных рынках.
Котировки нефти марки Brent в третьем квартале торговались в узком диапазоне. Увеличение добычи странами ОПЕК+ компенсировало влияние геополитической напряженности. Начав квартал со средней ценой в 70 долларов за баррель в июле, после завершения «двенадцатидневной войны между Израилем и Ираном» во втором квартале, в августе цена снизилась до 67 долларов, а в сентябре скорректировалась до 68 долларов за баррель. Решения ОПЕК+ о наращивании производства, анонсированные в течение квартала, оказывали давление на цены, а неопределенность в отношении глобальных торговых потоков и макроэкономических рисков усиливала опасения по поводу избытка предложения.
Однако понижательное давление со стороны предложения было нивелировано ростом геополитических рисков. В отчетном периоде Россия усилила атаки на украинскую энергетическую инфраструктуру, а Украина нанесла ответные удары по российским объектам. В августе США ввели 25%-ю пошлину против Индии за закупку российской нефти, доведя общий уровень тарифов до 50%. На фоне военных полетов России над Эстонией, Польшей и Румынией, Европейский союз также рассматривает дополнительные меры против переработчиков российского сырья. На Ближнем Востоке напряженность подогревалась атаками беспилотников на нефтяные месторождения в Ираке и продолжающимся конфликтом между Израилем и ХАМАС.
Несмотря на увеличение мирового предложения, это не привело к повсеместному росту наблюдаемых запасов. Согласно еженедельным отчетам EIA, коммерческие запасы сырой нефти в США оставались ближе к пятилетнему минимуму (2020–2024 гг.), чем к среднему значению за этот период, что также поддерживало цены.
Маржа переработки дизельного топлива, измеряемая так называемым «крэк-спредом», в Нью-Йорке в июле достигла максимума с февраля 2024 года, составив 0,85 доллара за галлон — почти вдвое выше прошлогодних показателей. Этот рост был частично вызван опасениями по поводу поставок с ближневосточных НПЗ. К августу напряженность ослабла, и маржа упала до 0,60 доллара за галлон, но в сентябре вновь начала расти. Новый виток роста был связан с перебоями в производстве дистиллятов в России и запретом на экспорт дизельного топлива после атак на российские НПЗ.
В отличие от дизеля, маржа переработки бензина начала квартал ниже среднего пятилетнего уровня из-за высоких запасов на Восточном и Западном побережьях США. Обычно к концу лета рентабельность производства бензина снижается из-за перехода с более дорогого летнего топлива на зимнее. Однако в 2025 году снижение было менее выраженным благодаря значительному сокращению запасов. В результате в начале сентября маржа по бензину более чем вдвое превысила прошлогодний уровень, а в середине августа впервые с апреля 2024 года превысила средний пятилетний показатель.