Технологии улавливания и утилизации углерода (CCU) продолжают получать значительно меньше инвестиций по сравнению с технологиями его улавливания и хранения (CCS), несмотря на их потенциал для получения коммерческого дохода и декарбонизации целого ряда отраслей. К такому выводу пришли аналитики Wood Mackenzie в совместном с Всемирным экономическим форумом отчете, представленном на Климатической неделе в Нью-Йорке.
В то время как улавливание и хранение (CCS) предполагает захоронение CO2 под землей, технология утилизации (CCU) позволяет использовать уловленный углерод для производства востребованных продуктов, таких как топливо, химикаты и строительные материалы, заменяя ископаемое сырье. По оценкам Инициативы нефтегазовой и климатической отрасли (OGCI), к 2040 году рынок утилизации уловленного углерода может составить от 0,4 до 0,8 миллиарда тонн в год, что эквивалентно 1–2% от текущих глобальных выбросов парниковых газов.
Существующие портфели проектов демонстрируют явный дисбаланс. По прогнозам Wood Mackenzie, к 2040 году мощности по улавливанию CO2 для последующего хранения достигнут около 940 миллионов тонн в год, в основном благодаря государственным субсидиям и ценам на углерод. Для сравнения, портфель проектов CCU на тот же период составляет всего 25 миллионов тонн в год – менее 3% от объемов, запланированных для хранения.
Ключевыми рыночными возможностями для CCU являются производство метанола и пластмасс. Метанол представляет особый интерес из-за широкого спектра его применения, включая производство олефинов, синтетического топлива (e-fuels) и использование в качестве судового топлива. Прогнозы показывают, что к 2050 году спрос на е-метанол может достичь около 40 миллионов тонн в год. Пластмассы также являются перспективным направлением: CCU может способствовать производству прекурсоров для пластика через метанол, этанол и новые технологии прямого синтеза.
Основная причина, по которой утилизация углерода находится в тени его хранения, кроется в политике. Каждый атом CO2, использованный в рамках CCU, – это новый атом ископаемого углерода, который не попал в атмосферу. Однако CCU получает ограниченную государственную поддержку. В то же время проекты CCS, не создающие прямой экономической ценности и полностью зависящие от регуляторных доходов, активно стимулируются властями. CCU же, в отличие от CCS, предлагает потенциал для получения дополнительного дохода за счет продажи конечной продукции.
Развитию CCU мешают высокие первоначальные капитальные затраты и создание новых производственно-сбытовых цепочек, что делает конечные продукты дороже традиционных аналогов. Глобальные цены на углерод остаются недостаточными для стимулирования улавливания. Даже в регионах с более развитым ценообразованием, таких как Европа, многие области применения CCU не подпадают под действие стимулов. Преференции получают только те технологии, которые обеспечивают постоянное хранение углерода, например, производство строительных материалов с использованием CO2.
Для стимулирования инвестиций в CCU необходимы комплексные меры. Хотя Евросоюз рассматривает возможность расширения своей системы торговли выбросами на более широкий спектр применений CCU, этого будет недостаточно. Ключевую роль могут сыграть меры по стимулированию спроса, такие как обязательные квоты на использование продукции с уловленным углеродом, в сочетании с государственным финансированием для снижения рисков на ранних стадиях. Без целенаправленной поддержки, аналогичной той, что применяется в «дефоссилизации» энергетики, коммерческий потенциал CCU рискует остаться нераскрытым.