
Великобритания является критически важным компонентом интегрированной нефтяной системы Европы, экспортируя 86% своей добытой нефти на европейские НПЗ и одновременно импортируя значительные объемы готовых нефтепродуктов. Этот симбиоз подчеркивает глубокую взаимозависимость между британской добычей и европейскими перерабатывающими мощностями, согласно новому независимому анализу, проведенному консалтинговой компанией Wood Mackenzie по заказу Ithaca Energy и при поддержке ассоциации Offshore Energies UK (OEUK).
Исследование позиционирует Соединенное Королевство как второго по величине производителя нефти в Европе после Норвегии. Ежедневно страна поставляет 370 тысяч баррелей только в Северо-Западную Европу, что составляет почти три четверти всего британского экспорта сырой нефти. В то же время, из-за сокращения собственных перерабатывающих мощностей, Великобритания импортирует около 288 тысяч баррелей нефтепродуктов в сутки, демонстрируя сложную структуру двусторонних потоков.
«Важность Великобритании в европейской энергосистеме слишком часто упускается из виду, — отметил Малкольм Форбс-Кейбл, вице-президент по энергетическому консалтингу в Wood Mackenzie. — Европа зависит от импорта на 80% в обеспечении себя сырой нефтью. Великобритания является вторым по величине производителем нефти в Европе, при этом почти 90% добычи потребляется внутри страны или в Европе. Великобритания и Европа функционируют как интегрированная энергетическая система, а не как независимые рынки».
Анализ показывает, что 89% сырой нефти, добытой в Великобритании, перерабатывается в Европе. При этом 65% произведенных объемов в конечном итоге возвращаются для обслуживания британского рынка либо напрямую через местные НПЗ, либо косвенно через торгово-перерабатывающую сеть Северо-Западной Европы. Эта интеграция приобретает особое значение на фоне энергетических вызовов, стоящих перед континентом, который потребляет 12,6 млн баррелей в сутки при внутренней добыче всего в 2,5 млн баррелей.
Северное море обеспечивает 90% собственной добычи нефти в регионе, включающем ЕС, Норвегию и Великобританию. На долю Норвегии приходится 67% регионального производства, а на долю Великобритании — 20%. Эта концентрация подчеркивает стратегическую важность ресурсов Северного моря для энергетической безопасности всей Европы, дефицит поставок в которой, по прогнозам, сохранится до 2050 года даже при реализации сценариев чистого нулевого выброса.
«Великобритания — это не просто участник, а критически важный узел в энергетической инфраструктуре Европы, — добавляет Янив Фридман, исполнительный председатель Ithaca Energy. — Отчет Wood Mackenzie подчеркивает жизненную важность Северного моря не только для Великобритании, но и для всей Европы в контексте региональной энергетической безопасности. Процветающая нефтяная промышленность в Великобритании обеспечивает более безопасную и устойчивую экономику как для нас, так и для наших европейских партнеров».