Управление энергетической информации США (EIA) сообщает, что экспорт пропана из США в 2024 году достиг рекордного среднего уровня в 1,8 миллиона баррелей в сутки. Это самый высокий показатель с 1973 года, когда EIA начало сбор этих данных. Экспорт американского пропана увеличивается на протяжении последних 17 лет. Рост обусловлен повышением спроса в Восточной Азии, главным образом в Китае, и увеличением разницы в цене между пропаном в США и мировыми эталонами.
Пропан используется во всем мире в жилом и коммерческом секторах для таких целей, как отопление помещений. Он также применяется в качестве сырья в нефтехимической промышленности для производства пропилена и этилена, ключевых компонентов в производстве пластмасс.
Рекордное производство пропана в США способствует росту экспорта. Производство пропана, являющегося побочным продуктом переработки природного газа и сырой нефти, стремительно росло в течение последних 10 лет по мере увеличения добычи природного газа в США. Увеличение производства пропана привело к снижению цен на него в США по сравнению с Азией, что и обусловило рекордный уровень экспорта.
Инвестиции в инфраструктуру также сыграли важную роль в обеспечении растущих поставок. Проекты по расширению экспортных терминалов пропана в США, запущенные в 2019 и 2023 годах, позволили увеличить экспорт из США более чем на 700 000 баррелей в сутки. В ноябре 2024 года экспорт пропана из США впервые превысил 2 миллиона баррелей в сутки, поскольку в Азии вырос спрос на пропан для нефтехимической промышленности и отопления.
Ежегодный экспорт пропана из США в Азию вырос на 13% в 2024 году по сравнению с 2023 годом, что составляет увеличение на 131 000 баррелей в сутки, причем большая часть поставок приходится на Японию, Южную Корею и Китай. Потребление в Китае обуславливает большую часть роста экспорта США в Азию; экспорт пропана из США в Китай вырос на 40% в 2024 году. Увеличение экспорта пропана в Азию частично связано с растущим спросом региона на пропилен, который используется для производства полипропилена, универсального пластика, применяемого во многих продуктах, включая автомобильные интерьеры, упаковку и средства индивидуальной защиты.
Спрос на пропан в Китае стремительно растет, что отражает волну новых установок дегидрирования пропана, которые превращают пропан в пропилен. В 2024 году большая часть импорта пропана в Китай поступала из США (32%), за которыми следовали Иран (17%), Катар (7%) и ОАЭ (3%).
Китайский импорт американского пропана колебался в последние годы. Китай ввел ответные пошлины на американский пропан в 2018 году, и импорт пропана из Ирана, Катара и ОАЭ в Китай увеличился, вытеснив импорт из США. В 2020 году Китай отменил 26%-ную пошлину на американский пропан, и импорт американского пропана значительно вырос. Несмотря на то, что Китай ввел ответные пошлины на сырую нефть и СПГ из США в 2025 году, пропан в этот список не вошел, сообщает Национальная ассоциация производителей пропана, главная торговая ассоциация США по пропану.
В последнее время американские производители и трейдеры находят возможности для экспорта в Азию, поскольку добровольное сокращение добычи сырой нефти странами-членами ОПЕК+ также привело к сокращению производства пропана в этих странах за последние два года.
Экспорт пропана из США в Европу оставался относительно стабильным с 2023 по 2024 год, после того как ранее увеличился в ответ на полномасштабное вторжение России в Украину. Страны ЕС сократили импорт пропана из России, и в 2022 году они начали импортировать больше американского пропана, ожидая запрета на российский сжиженный нефтяной газ (СНГ, который включает пропан и бутан). Двенадцатый пакет санкций ЕС против России в декабре 2023 года включал запрет на СНГ из России. Экспорт пропана из США в Европу достиг более 200 000 баррелей в сутки в 2023 году, что стало новым рекордом, и в среднем составил почти столько же в 2024 году.
Рост спроса на пропан в качестве нефтехимического сырья в Азии способствует повышению цен на пропан в Восточной Азии по сравнению со спотовыми ценами на побережье Мексиканского залива США, стимулируя экспорт из США в регион.
В 2023 году разница между ценами на пропан в Восточной Азии и Монт-Бельвье (ценовой эталон пропана в США) увеличилась до 42 центов за галлон, что является самой большой разницей с 2014 года. Ценовой спред увеличился еще больше до 43 центов за галлон в 2024 году. При больших ценовых спредах покупатели из Восточной Азии, как правило, стремятся импортировать более дешевый пропан из США.
Между тем, большое предложение пропилена из-за увеличения производства на фоне роста мощностей дегидрирования пропана в Восточной Азии привело к низким спотовым ценам на пропилен. Цены на пропилен в Восточной Азии в среднем составили 1,63 доллара США за галлон в 2024 году, что является самым низким показателем с 2020 года. Несмотря на низкие цены на пропилен, спрос на пропан для нефтехимического потребления остается высоким.
Большая часть пропана, поставляемого с побережья Мексиканского залива США в Восточную Азию, проходит через Панамский канал. Доставка через Панамский канал с побережья Мексиканского залива США в Восточную Азию занимает около месяца, что примерно на две недели меньше, чем транзит вокруг мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки.
В 2023 году уровень воды в озере Гатун, которое обеспечивает водой шлюзы канала, был самым низким, по крайней мере, с 1965 года, когда началось ведение учета. Меры по экономии воды привели к сокращению трафика, что привело к задержкам в Панамском канале. Некоторые суда начали избегать канал и выбирать более длинные и дорогостоящие маршруты, что, в свою очередь, привело к повышению фрахтовых ставок и цен на пропан в Восточной Азии.
Фрахтовые ставки на пропан, направляющийся из Хьюстона, штат Техас, в Чибу, Япония, через Панамский канал, выросли на 37% с 2022 по 2023 год, поскольку суда задерживались при проходе через Панамский канал или выбирали более длинные маршруты. В 2023 году через канал разрешалось проходить всего 24 судам в день, по сравнению с обычными 36. Однако уровень воды в Панамском канале повышался в течение 2024 года, поскольку погодное явление Ла-Нинья принесло больше дождей в регион, в результате чего уровень воды в конце 2024 года достиг второго самого высокого уровня за всю историю наблюдений (лишь немного ниже уровня 2020 года). В настоящее время работа канала нормализовалась, и фрахтовые ставки на пропан на маршруте Хьюстон — Чиба снизились на 33% в 2024 году.