Горнодобывающий гигант BHP и китайская судоходная компания COSCO Shipping объявили о заключении контрактов на фрахтование двух инновационных балкеров, способных работать на аммиаке. Эти суда станут одними из первых в мире, использующих аммиак в качестве морского топлива. Поставка балкеров дедвейтом 210 000 тонн каждый запланирована на 2028 год, после чего они будут преимущественно задействованы для транспортировки железной руды из Западной Австралии в Северо-Восточную Азию.
Ключевая особенность проекта — его экологическая направленность. При работе на аммиаке с низким или нулевым уровнем выбросов парниковых газов эти суда смогут сократить эмиссию на 50-95% за один рейс по сравнению с судами на традиционном топливе. Пятилетние контракты на фрахт вносят значительный вклад в стратегию BHP по снижению углеродного следа в морских перевозках и стимулируют спрос на альтернативные виды топлива, что крайне важно для масштабирования их производства.
Эмма Робертс, вице-президент BHP по морским перевозкам и логистике, назвала это событие захватывающим моментом для всей отрасли. «Вместе мы вносим вклад в стремление индустрии к сокращению выбросов парниковых газов благодаря этим двухтопливным судам первого поколения, работающим на аммиаке, — заявила она. — Мы верим, что эти инвестиции помогут ускорить развитие технологий, укрепить спрос на аммиак как на морское топливо и поддержать снижение выбросов во всей морской производственно-сбытовой цепочке».
Данное соглашение также является важным шагом в реализации обязательств BHP в рамках международной коалиции First Movers Coalition — к 2030 году обеспечить перевозку 10% своей продукции с использованием топлива с нулевыми выбросами. Выбор COSCO Shipping был сделан по результатам тщательного отбора, в котором оценивались безопасность, технические и коммерческие параметры.
Вице-президент COSCO Shipping Цзи Линь подчеркнул, что этот проект — нечто большее, чем просто создание судов на альтернативном топливе. «Это символ того, как наше сотрудничество развивается со временем, и отражение реального прогресса в создании „зеленого судоходного коридора“ между Австралией и Китаем, — отметил он. — Аммиак является одним из самых многообещающих видов морского топлива с нулевым углеродным потенциалом. Эти суда будут находиться на переднем крае технологического и экологического прогресса не только для COSCO Shipping и BHP, но и для всего сектора сухогрузных перевозок».
Несмотря на прорывной характер соглашения, сторонам еще предстоит решить ряд задач. В настоящее время BHP совместно с отраслевыми партнерами разрабатывает план по бункеровке (заправке) судов аммиаком, а поставщик экологически чистого аммиака будет определен в ходе отдельного тендера. Этот проект является продолжением усилий BHP по внедрению низкоуглеродных решений, включая фрахт судов на СПГ и использование биодизеля.