
Нефтяная промышленность располагает потенциалом в триллион баррелей на уже существующих месторождениях, что способно удовлетворить мировой спрос до 2050 года без необходимости в крупных новых открытиях. К такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании Wood Mackenzie в своем новаторском исследовании.
«Перед нефтяной отраслью стоит колоссальная задача, — заявил Эндрю Лэтэм, старший вице-президент по энергетическим исследованиям в Wood Mackenzie. — Общий спрос на жидкие углеводороды согласно нашему базовому сценарию энергетического перехода до 2050 года составит чуть менее 1 триллиона баррелей. Без модернизации текущих планов разработки действующие месторождения не смогут покрыть дефицит в почти 300 миллиардов баррелей. Этот дефицит вырастет еще на 50 миллиардов баррелей при сценарии замедленного перехода».
Анализ производительности месторождений, проведенный Wood Mackenzie с использованием собственной технологии Synoptic на базе искусственного интеллекта, показывает, что существующие активы далеки от истощения. Новая функция «Аналоги» (Analogues), работающая на ИИ, позволяет эффективно и объективно оценивать данные, выявляя ранее упущенные возможности для повышения коэффициента извлечения нефти. Исследование показало, что более эффективная разработка уже эксплуатируемых месторождений может дать дополнительно от 470 миллиардов до более чем 1 триллиона баррелей. Этот потенциал требует лишь применения уже доказавших свою эффективность лучших отраслевых практик, а не непроверенных технологий.
Анализ, в ходе которого с помощью машинного обучения было изучено более 30 000 месторождений по всему миру, выявил, что национальные нефтяные компании (ННК) и государственные предприятия контролируют почти 70% мирового потенциала по увеличению добычи. В частности, Иран, Венесуэла, Ирак и Россия обладают наибольшими возможностями для наращивания коэффициента извлечения. На их долю приходится более 320 млрд баррелей дополнительного потенциала при достижении среднего уровня эффективности и до 700 млрд баррелей при внедрении лучших в классе технологий. В то же время международные нефтяные гиганты, так называемые «мейджоры», контролируют всего 6% глобального потенциала, поскольку уже достигли высоких показателей эффективности на своих активах.
«Будущее поставок нефти будет все больше зависеть от наземных месторождений и деятельности ННК, — добавляет Лэтэм. — Хотя мейджоры продемонстрировали превосходные коэффициенты извлечения, они стали жертвами собственного успеха, имея ограниченный потенциал для роста в своем портфеле».
Исследование указывает на критическое несоответствие между расположением возможностей и наличием экспертизы. ННК в настоящее время достигают коэффициентов извлечения немного ниже среднего по отрасли (29%), несмотря на то что их месторождения обладают геологическим потенциалом для достижения лучших показателей в 39%. Этот разрыв создает значительные возможности для международных компаний и сервисных подрядчиков для углубления партнерских отношений с государственными предприятиями. Успех будет зависеть от способности ННК улучшить доступ к технологиям и капиталу, предлагая при этом привлекательные коммерческие условия международным партнерам.
Потенциал роста добычи почти полностью сосредоточен на сухопутных и мелководных морских месторождениях, на долю которых приходится 63% и 31% возможностей соответственно. На глубоководные проекты, которыми обычно управляют хорошо финансируемые компании с передовыми технологиями, приходится менее 6% оставшегося потенциала.
Эти выводы бросают вызов общепринятому мнению о необходимости крупных новых открытий. С 1980-х годов отрасль удовлетворяла растущий спрос в основном за счет переоценки запасов существующих месторождений, а не за счет новых находок. Геологоразведка по-прежнему будет важна для обнаружения рентабельных ресурсов, способных вытеснить с рынка более дорогие в разработке баррели, однако одни лишь новые открытия не смогут восполнить прогнозируемый дефицит. «Безопасность поставок не должна зависеть от непредсказуемых результатов геологоразведки или непроверенных технологий, — заключают аналитики. — Существующие месторождения и проверенные методы извлечения могут справиться с этой задачей при правильных партнерствах и инвестиционных подходах».