
Японская компания Toray Industries Inc. объявила о разработке новой технологии переработки, которая позволяет разлагать различные виды армированных углеродным волокном пластиков (углепластиков), созданных на основе термореактивных смол. Ключевой особенностью метода является сохранение прочности и качества исходных углеродных волокон, что открывает широкие возможности для их повторного использования.
Углепластики широко применяются в авиастроении, ветроэнергетике и автомобильной промышленности благодаря своей прочности и легкости. Однако их переработка представляет серьезную проблему, поскольку термореактивные смолы, используемые в качестве связующего, после затвердевания не поддаются повторному плавлению. Существующие методы, такие как пиролиз — высокотемпературное разложение без доступа кислорода, — часто приводят к термическому повреждению волокон и оставляют на их поверхности остатки смолы, что снижает качество вторичного сырья.
Используя свой опыт в области органического синтеза, Toray создала инновационный разлагающий агент, который расщепляет устойчивые к деградации термореактивные смолы при более низких температурах, чем традиционные методы. Технология позволяет эффективно перерабатывать отходы углепластика из различных источников, включая детали самолетов, лопасти ветряных турбин и автомобильные компоненты. Полученное в результате переработки углеродное волокно сохраняет более 95% прочности на разрыв по сравнению с первичным волокном, произведенным из нефтяного сырья.
На основе этой технологии компания уже создала нетканый материал из переработанных углеродных волокон и начала предоставлять его образцы потенциальным клиентам. Ожидается, что новый материал найдет применение в производстве высокопроизводительных и декоративных элементов для автомобилей, строительных материалов, электроники и товаров повседневного спроса. По предварительным оценкам Toray, выбросы углекислого газа при использовании новой технологии будут более чем в два раза ниже, чем при производстве первичного углеволокна, что вносит значительный вклад в развитие экономики замкнутого цикла.