Венгерская нефтегазовая компания MOL Group освоила производство дизельного топлива с использованием гидроочищенного растительного масла (HVO), а также экологически чистого авиационного топлива (SAF) на нефтеперерабатывающем заводе Slovnaft в Братиславе. Качество продукции подтверждено радиоизотопным анализом, проведенным независимой специализированной лабораторией Isotoptech Zrt. Производственные испытания подтверждают технологическую готовность MOL Group к выпуску альтернативных синтетических видов топлива, что является частью долгосрочной стратегии компании SHAPE TOMORROW, направленной на устойчивое развитие.
Биодизель HVO растительного происхождения был произведен на Братиславском НПЗ. Для производства HVO использовалось масло из скорлупы орехов кешью, а полученный таким образом биокомпонент перерабатывался вместе с сырой нефтью. MOL Group уже несколько лет использует так называемый копроцессинг на Дунайском НПЗ в Сазхаломбатте: этот процесс снижает выбросы от традиционных видов топлива за счет смешивания растительных остатков, поскольку биологические и ископаемые компоненты перерабатываются одновременно непосредственно во время производства. Производственные испытания прошли успешно: дизельный продукт был проанализирован венгерской лабораторией Isotoptech Zrt, которая подтвердила, что он содержит требуемое соотношение HVO.
Параллельно Братиславский НПЗ MOL Group провел еще одно производственное испытание, в ходе которого также был получен SAF методом копроцессинга. В этом случае компания также создала ценность из отходов: она переработала частично очищенное кулинарное масло вместе с традиционным сырьем. Испытания показали, что производственная установка Братиславского НПЗ, используемая для производства стандартного авиационного керосина, также пригодна для производства SAF.
Чаба Жотер, старший вице-президент MOL Group по топливам, заявляет, что компания технологически готова производить биодизель растительного происхождения, а также SAF. Он отмечает, что это может открыть новую главу в усилиях MOL Group по обеспечению устойчивого развития: компания предлагает своим клиентам все большее разнообразие и количество топлива, тем самым способствуя разумному переходу к новым источникам энергии.
Габриэль Сабо, заместитель председателя правления Slovnaft и вице-президент по переработке MOL Group, отмечает, что успешное прохождение этого теста компанией Slovnaft является подтверждением ее позиции как важного игрока в регионе Центральной и Восточной Европы. Он подчеркивает, что компетенция в химическом производстве, которую компания приобрела за долгую историю своего существования, должна быть сохранена и развита в соответствии с тем, куда движется компания и какое будущее она хочет создать.
В настоящее время очень немногие нефтеперерабатывающие заводы в мире производят SAF. Таким образом, Slovnaft стал одним из первых НПЗ, способных производить авиационное топливо, отвечающее требованиям качества, установленным для SAF. В контексте экологических целей ЕС, SAF должен составлять 2% от общего потребления авиационного топлива с 2025 года, причем этот процент будет постепенно увеличиваться с каждым годом. Доля SAF должна увеличиться до 6% к 2030 году, до 20% к 2035 году и до 70% к 2050 году. Эти требования будут применяться ко всем рейсам, вылетающим из ЕС, независимо от пункта назначения. Slovnaft, как и MOL Group, также сотрудничают с факультетом аэронавтики Технического университета Кошице в области испытаний SAF.