На верфи Royal Niestern Sander в Нидерландах активно ведется строительство специализированного судна для перевозки углекислого газа, что является ключевым элементом проекта Greensand. Этот проект нацелен на создание первой в Европейском союзе полномасштабной цепочки по улавливанию и хранению углерода (CCS). Возведение уникального танкера подчеркивает инновационный потенциал судостроительной отрасли на севере Нидерландов, где компании Wagenborg и Royal Niestern Sander ранее уже создавали новаторские суда, такие как морские суда поддержки типа walk-to-work и серию EasyMax.
Соглашение о строительстве нового CO2-танкера между компаниями INEOS и Wagenborg было подписано в ноябре 2024 года. Церемония прошла в присутствии Его Величества Короля Нидерландов Виллема-Александра и Его Величества Короля Дании Фредерика X, что подчеркивает важность проекта на международном уровне.
Судно спроектировано специально для транспортировки сжиженного углекислого газа с береговых установок улавливания к морскому хранилищу в датском секторе Северного моря. После спуска на воду и ввода в эксплуатацию танкер будет выполнять регулярные рейсы из порта Эсбьерг к платформе Nini West. Там CO2 будет закачиваться для безопасного и постоянного захоронения в резервуар Nini на глубине около 1800 метров под морским дном.
Геологические формации в этом районе миллионы лет надежно удерживали углеводороды. Они прошли тщательную оценку и сертифицированы как безопасные для долгосрочного хранения CO2. Мадс Гаде, генеральный директор INEOS Energy Europe, говорит, что геология датской части Северного моря очень хорошо подходит для безопасного и постоянного хранения углекислого газа. Он отмечает, что реализация потенциала хранения CO2 глубоко под поверхностью датского Северного моря может внести значительный вклад в достижение как датских, так и европейских климатических целей. Гаде добавляет, что CO2-танкер играет ключевую роль для проекта Greensand в создании и развитии первого действующего в ЕС хранилища CO2, направленного на смягчение последствий изменения климата.
Сам корабль разрабатывается в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности и экологичности. Его конструкция учитывает специфические технические требования для транспортировки CO2, включая бортовые системы охлаждения и поддержания давления. Завершение строительства корпуса судна знаменует переход к следующему этапу, который включает дооснащение, ввод в эксплуатацию, испытания и ходовые тесты.
Этому важному этапу предшествовал ряд ключевых событий в рамках проекта Greensand. В декабре 2024 года компания INEOS и ее партнеры Harbour Energy и Nordsøfonden приняли окончательное инвестиционное решение (FID) о переходе к полномасштабным операциям по хранению CO2 на месторождении Nini. Планируется начать безопасное и постоянное захоронение CO2 на месторождении Nini к концу 2025 – началу 2026 года. Ожидается, что Greensand станет первым в ЕС действующим хранилищем CO2, созданным для борьбы с изменением климата. Это инвестиционное решение открыло путь для ожидаемых вложений на сумму свыше 1 миллиарда датских крон по всей цепочке создания стоимости CCS Greensand для увеличения мощностей хранения.
Специализированный танкер имеет центральное значение для реализации этих амбиций. Он обеспечит безопасную, эффективную и масштабируемую транспортировку уловленного CO2 со всей Европы к датскому хранилищу. Строительство судна неуклонно продвигается: несколько ключевых секций уже завершены и собраны. Ранее в этом году успешная и безопасная транспортировка кормовой части корабля стала еще одним важным шагом вперед.
Проект Greensand ставит целью начать регулярную закачку CO2 в морское хранилище к концу 2025 или началу 2026 года. На начальном этапе планируется обеспечить постоянное хранение 400 000 тонн CO2 в год, с потенциальным увеличением мощности до 8 миллионов тонн к 2030 году. Прибытие нового CO2-танкера будет иметь жизненно важное значение для воплощения этих планов в реальность не только для Дании, но и для достижения более широких климатических целей Европы.