Компании INEOS Energy и Royal Wagenborg торжественно спустили на воду и нарекли первое в Европе специализированное судно для транспортировки углекислого газа в открытом море, что открывает новые возможности для улавливания и хранения углерода по всему континенту.
Это событие, связанное с запуском судна Carbon Destroyer 1, знаменует собой поворотный момент в развитии проекта Project Greensand и создании первой в Европейском союзе коммерческой цепочки по улавливанию и хранению углерода (CCS). Леди Кэтрин Рэтклифф, став крестной матерью судна, провела традиционную церемонию имянаречения на верфи Royal Niestern Sander в Нидерландах, что подчеркивает тесное партнерство между Royal Wagenborg и INEOS Energy.
Перевозчик Carbon Destroyer 1 создан на базе проекта EasyMax компании Wagenborg и специально адаптирован для работы с CO2 под давлением и при низких температурах. Судно построено в соответствии с высочайшими стандартами безопасности и экологии, отвечая целям устойчивого развития морской отрасли.
Благодаря проекту Project Greensand, Дания активно позиционирует себя как центральный узел для хранения CO2 в Европе, и Carbon Destroyer 1 обеспечит связь между предприятиями, производящими выбросы, и постоянным коммерческим хранилищем CO2 в открытом море.
Мэдс Венг Гаде, генеральный директор INEOS Energy Europe, заявляет, что Carbon Destroyer 1 будет транспортировать уловленный CO2 со всей Европы, создавая таким образом «виртуальный трубопровод» между точкой улавливания и местом постоянного хранения глубоко под морским дном Северного моря. Он добавляет, что поставка первого специализированного морского перевозчика CO2 является необходимым условием для коммерческого масштабирования CCS на всем континенте.
Сэр Джим Рэтклифф, председатель INEOS, отмечает, что запуск Carbon Destroyer 1 представляет собой важный следующий шаг для развития технологий улавливания и хранения углерода в Европе. По его словам, это демонстрирует коммерческую жизнеспособность хранения углерода и является гораздо лучшим способом декарбонизации Европы без ее деиндустриализации.
Эгберт Вюрстин, генеральный директор Wagenborg, говорит, что этот спуск на воду – определяющий момент для компании. Он подчеркивает, что это событие сочетает более чем вековой морской опыт с дальновидной концепцией устойчивого развития, и как первое построенное в Европе морское судно для перевозки CO2, оно ставит Wagenborg и партнеров в авангард энергетического перехода в Европе.
Ожидается, что судно будет полностью введено в эксплуатацию к концу 2025 или началу 2026 года, когда проект Project Greensand должен начать операции по постоянному коммерческому хранению CO2.
Судно будет курсировать между портом Эсбьерг в Дании и морской платформой Nini West.
В порту Эсбьерг в Дании в настоящее время ведется строительство нового терминала CO2, который будет служить наземным узлом для приема, хранения и погрузки сжиженного CO2 на судно. После ввода в эксплуатацию терминал будет включать шесть крупных резервуаров для хранения и необходимую инфраструктуру для поддержки непрерывной и масштабируемой транспортировки CO2 к морскому хранилищу.
Уловленный CO2 – первоначально с датских биогазовых установок – будет доставляться на терминал автотранспортом, временно храниться, а затем перегружаться на Carbon Destroyer 1. Оттуда судно будет следовать к месторождению Nini, где CO2 будет закачиваться на глубину более 1800 метров под морское дно в истощенные нефтяные резервуары, сертифицированные для безопасного и долгосрочного хранения.