Геополитика и санкции привели к росту цен на дизель в Европе



Летом 2025 года европейский рынок дизельного топлива столкнулся со значительной турбулентностью, вызванной эскалацией геополитической напряженности в Европе и на Ближнем Востоке. Согласно анализу Управления энергетической информации США (EIA), эти события привели к ужесточению глобального рынка и росту цен на дизельное топливо и бензин.

Первопричиной уязвимости европейского рынка стало эмбарго на морские поставки дизельного топлива из России, введенное Евросоюзом в начале 2023 года после полномасштабного вторжения в Украину. Этот запрет кардинально изменил мировые торговые потоки. Если в 2022 году Россия обеспечивала около 50% всего импортного дизеля в Европе, то к 2024 году ее доля упала до менее чем 1%. В результате российские нефтепродукты были перенаправлены на новые рынки, такие как Бразилия и Турция, а Европа была вынуждена срочно искать альтернативные источники поставок.

Основную роль в замещении российских объемов сыграли Соединенные Штаты и страны Ближнего Востока. Поставки из США, ранее ориентированные на Латинскую Америку, были перенаправлены для удовлетворения европейского спроса. Одновременно новые нефтеперерабатывающие мощности на Ближнем Востоке, в частности заводы «Аль-Зур» в Кувейте и «Дукм» в Омане, помогли обеспечить Европу дополнительными объемами дизельного топлива. Таким образом, зависимость от одного поставщика сменилась зависимостью от других, более отдаленных регионов.

Эта новая конфигурация рынка подверглась серьезному испытанию в 2025 году. Обострение ситуации вокруг иранской ядерной программы создало угрозу для безопасности маршрутов поставок с Ближнего Востока в Европу. Ситуация усугубилась в середине июня, когда атака на нефтеперерабатывающий завод мощностью 197 000 баррелей в сутки в израильской Хайфе привела к резкому дефициту на рынке нефтепродуктов в Средиземноморье.

Рынок незамедлительно отреагировал на растущие риски. Экспорт дизельного топлива из США в течение семи недель подряд, с 9 мая по 20 июня, превышал пятилетний максимум. В Европе на фоне сокращения поставок с Ближнего Востока начали истощаться запасы, что привело к резкому росту так называемых «крэк-спредов» — показателя рентабельности переработки нефти в дизель. В июне маржа нефтепереработчиков подскочила на 22%, а в июле — еще на 29%, достигнув 10 июля годового максимума. Это свидетельствовало о серьезной обеспокоенности трейдеров возможными перебоями в поставках из ближневосточного региона, на который в первой половине 2025 года приходилось 43% европейского импорта.

К середине августа 2025 года ситуация начала стабилизироваться. Судя по всему, перебои в поставках были в значительной степени устранены, и рентабельность нефтепереработки вернулась к средним значениям предыдущих лет. Тем не менее, события прошедшего лета стали наглядным напоминанием о том, что, избавившись от зависимости от России, энергетическая безопасность Европы оказалась в заложниках у геополитической стабильности на Ближнем Востоке.

Еще от автора