
Канада и провинция Альберта недавно подписали меморандум о взаимопонимании, в котором обязались наращивать добычу нефти и газа для достижения экспортных целей страны и обеспечения национальной безопасности, одновременно стремясь к углеродной нейтральности. Многие критики утверждают, что эти цели несовместимы, полагая, что увеличение добычи углеводородов неизбежно ведет к росту выбросов парниковых газов. Однако новый отчет, подготовленный Public Policy Forum совместно с Центром будущего бизнеса Канадской торговой палаты, предлагает более детальный взгляд на эту проблему, опираясь на количественный анализ компании Navius Research.
В течение десятилетий канадский экспорт нефти и газа был в основном ориентирован на Соединенные Штаты, но в последние годы открылись новые возможности. Строительство терминалов, таких как LNG Canada, и расширение нефтепровода Trans Mountain позволяют диверсифицировать поставки, ориентируясь на быстрорастущие рынки Азии и Европу. Анализ показывает, что при сохранении тенденции к снижению углеродоемкости топливного сектора и правильной рыночной стратегии увеличение канадского экспорта потенциально может снизить глобальные выбросы за счет вытеснения более грязных источников энергии.
Наибольший потенциал для снижения глобальных выбросов имеет экспорт сжиженного природного газа (СПГ), особенно из Британской Колумбии. Канадский СПГ обладает одним из самых низких показателей углеродного следа в мире благодаря использованию гидроэлектроэнергии в процессе сжижения, низкому содержанию CO2 в геологических формациях и строгим мерам по контролю утечек метана. Проект LNG Canada, например, рассчитан на интенсивность выбросов около 0,15 тонны CO2-эквивалента на тонну СПГ, что более чем в два раза ниже среднемирового показателя.
Если канадский газ будет использоваться для выработки электроэнергии в таких странах, как Китай или Индия, вытесняя угольную генерацию, это приведет к значительному сокращению выбросов. Современные газовые турбины выбрасывают примерно на 50–60 процентов меньше парниковых газов на мегаватт-час по сравнению с угольными станциями. Даже в том случае, если канадский СПГ будет замещать поставки газа из других стран, например из США, экологический эффект останется положительным. Анализ показывает, что при поставках в Китай канадский газ обеспечивает выбросы на уровне 74 килотонн CO2-эквивалента на тераватт-час против 124 килотонн для американского СПГ, что означает преимущество примерно в 40 процентов.
В отчете представлен наиболее вероятный сценарий, согласно которому к 2035 году экспорт канадского СПГ может способствовать снижению глобальных выбросов на 40–70 мегатонн CO2-эквивалента в год. Это сопоставимо с 6–10 процентами от общих национальных выбросов Канады. Реализация этого потенциала зависит от того, сможет ли Канада построить необходимую инфраструктуру и обеспечить конкурентоспособность своих проектов на международной арене.
Ситуация с экспортом нефти также имеет свои нюансы. Исторически битум из нефтеносных песков считался более углеродоемким по сравнению с другими видами нефти, однако с 2005 года интенсивность выбросов при его добыче снизилась примерно на 30 процентов. Сейчас она сопоставима с показателями других тяжелых сортов нефти или даже ниже их. Канадская тяжелая нефть конкурирует на мировом рынке с тяжелыми сортами из Венесуэлы, Мексики и Ближнего Востока. Вытеснение венесуэльской нефти, добыча которой сопряжена с высоким уровнем сжигания попутного газа и неэффективностью, канадским аналогом может привести к снижению выбросов на 18–51 кг CO2-эквивалента на баррель.
Внедрение технологий улавливания и хранения углерода (CCS), таких как планируемый магистральный трубопровод Pathways Alliance, может еще больше усилить это преимущество, приблизив углеродоемкость канадской тяжелой нефти к среднемировым показателям для всех сортов нефти к 2040–2050 годам. Что касается канадской традиционной легкой нефти, то ее углеродный след уже находится на уровне среднемировых значений, и благодаря жесткому регулированию выбросов метана ее экспорт вряд ли приведет к росту глобальных эмиссий.
Авторы доклада подчеркивают важность международной климатической кооперации. Статья 6 Парижского соглашения позволяет странам сотрудничать для достижения климатических целей, обмениваясь результатами сокращения выбросов. Канада могла бы заключать двусторонние соглашения со странами-импортерами, такими как Япония или Южная Корея, чтобы получать зачетные единицы за сокращение выбросов, достигнутое благодаря использованию канадского СПГ вместо угля. Это создало бы стимулы для экспорта и помогло бы Канаде в достижении собственных климатических целей.
Для реализации этих возможностей необходима прагматичная политика. Канаде следует продвигать стандарты учета углеродного следа на уровне продукта, которые поощряли бы поставщиков с низкой интенсивностью выбросов. При этом эксперты предостерегают от задержек в развитии экспортного потенциала в ожидании идеальных глобальных рамочных соглашений. Вместо этого предлагается действовать через двусторонние договоренности и продолжать внутреннюю работу по декарбонизации нефтегазового сектора через электрификацию и внедрение CCS.
Вывод исследования противоречит упрощенному представлению о том, что больше нефти и газа всегда означает больше выбросов. Данные указывают на то, что решающее значение имеет то, какие именно энергоресурсы поставляются на рынок и что они замещают. Канадский СПГ и нефть, произведенные с соблюдением высоких экологических стандартов, могут стать инструментом глобального снижения выбросов, вытесняя с рынка уголь и более грязные сорта нефти, при условии сохранения курса на технологическое совершенствование и снижение углеродоемкости производства внутри страны.