Компания Essar Energy Transition (EET) получила грант в размере 2,5 миллиона фунтов стерлингов от Министерства транспорта Великобритании на разработку одного из крупнейших в стране производственных хабов по выпуску экологически чистого авиационного топлива (SAF). Этот шаг является частью государственной программы Advanced Fuels Fund, направленной на ускорение энергетического перехода в авиационной отрасли.
EET планирует создать на базе своего нефтеперерабатывающего завода в Стэнлоу инновационный производственный комплекс, способный выпускать 200 тысяч тонн передового SAF в год. В качестве сырья предполагается использовать около 550 тысяч тонн возобновляемого э-метанола и биометанола, которые будут поставляться как с внутреннего рынка Великобритании, так и из-за рубежа, в том числе от дочерней компании Essar Future Energies из Индии.
Полученное финансирование позволит компании, уже завершившей технико-экономическое обоснование проекта, перейти к стадии предварительного проектирования (pre-FEED). Этот этап планируется завершить к марту 2026 года, а окончательное инвестиционное решение ожидается к концу 2027 года. Расположение хаба в Стэнлоу дает существенные преимущества: существующая инфраструктура терминалов обеспечит доступ к недорогому сырью, а интеграция с установками по производству «зеленого» водорода и улавливанию углерода сделает выпускаемое топливо одним из самых низкоуглеродных в стране.
Готовое топливо SAF будет поставляться в аэропорты по всей Великобритании, включая близлежащий международный аэропорт Манчестера, через уже действующие трубопроводные системы и другие маршруты. Смешивание SAF с традиционным авиакеросином будет происходить непосредственно на площадке в Стэнлоу, что сделает хаб ключевым и наиболее прямым поставщиком для британской авиации.
Тони Фаунтейн, управляющий директор EET, прокомментировал новость: «Мы приветствуем поддержку правительства Великобритании, которая позволяет нам ускорить реализацию этого проекта. У нас амбициозные планы по декарбонизации Стэнлоу, мы стремимся стать ведущим центром энергетического перехода. Внутреннее производство SAF играет центральную роль в нашем долгосрочном видении и является ключевым фактором для обезуглероживания авиации. Наш завод поможет сократить разрыв и достичь целей национальной стратегии «Jet Zero»».
Развитие производства SAF открывает для EET значительные коммерческие перспективы. С 1 января 2025 года в Великобритании вступает в силу мандат, обязывающий поставщиков авиатоплива постепенно увеличивать долю SAF в общем объеме. К 2040 году она должна составить 22% по сравнению с 2% сегодня. Новый завод позволит EET выполнить собственные обязательства в рамках этого мандата уже к 2035 году и внести весомый вклад в достижение страной углеродной нейтральности в авиаперевозках к 2050 году.